Реклама на портале
Выбор редакции Гоночный болид: Acura представила новый прототип ARX-05 Суперкар Ferrari 812 Superfast добрался до Австралии Тимо Глок выиграл дождевую первую квалификацию DTM в Зандворте Видео: самый быстрый Porsche 911 «Северной петли» Holden показала гоночный пикап Colorado SuperUte
Интересно?
Поделитесь с друзьями!
  • Гран При:118
  • Победы:0
  • Подиумы: 15 (подряд: 4)
  • Поул-позиции: 2
  • Первые ряды: 8 (подряд: 2)
  • Быстрые круги: 0
  • Лидирование страт/финиш:0
  • Дубли:0
  • Круги:11 153
  • Круги лидирования:81
  • Километры:54 422,62
  • КМ лидирования: 416,33
  • Хет-трики:0
  • Большие шлемы:0
  • Очки: 227
  • Очки за 1 сезон: 119

British American Racing (BAR) – автоспортивная команда, принимавшая участие в гонках Формулы-1 в период с 1999 по 2005 годы. Основателями BAR являются менеджер экс-чемпиона Ф1 Жака  Вильнёва Крэйг Поллок и табачный концерн British American Tobacco (1998 год). В 2005 году команда была приобретена японской компанией Honda и через год после этого дебютировала в «Королевских гонках» в качестве заводской конюшни Honda.

Подготовка

Шотландский бизнесмен Крэйг Поллок создал команду British American Racing в 1998 году. В этом же году на средства, предоставленные табачным холдингом British American Tobacco (BAT), Поллок купил терпящую финансовый крах команду Tyrrell, на счету которой чемпионские титулы соревнований 1971 и 1973 годов. Первые тестовые заезды со звездой Формулы-3000 Рикардо Зонтой проводились на перекрашенном болиде Tyrrell 026, однако в будущем BAR прекратили сотрудничество с конструкторским подразделением Tyrrell, возглавляемым в то время Харви Постлтуэйтом.

Едва ли не с самого момента основания команды BAR её представители задекларировали серьёзность своих намерений. Разработку новой машины заказали фирме Reynard, чьи автомобили неоднократно побеждали в серии IndyCar. В связи с тем, что регламентом Формулы-» запрещено применение шасси сторонних производителей (платформа должна конструироваться силами команды), Эдриан Рейнард был принят в British American Racing на пост технического директора. В это время у BAR появился ещё один соучредитель – предприниматель и гонщик-аматор Рик Горн. Болиды коллектива комплектовались популярными на тот момент силовыми установками Supertec.

Крэйг Полок сумел убедить стать первым пилотом команды своего товарища и клиента, победителя Формулы-1 в 1997 году Жака Вильнёва. Канадский гонщик, кстати, приобрёл часть ценных бумаг BAR, став её четвёртым сооснователем.

Дабы заручиться ещё более весомой поддержкой титульного спонсора и владельца самого крупного пакета акций, British American Tobacco, Крэйг Поллок планировал оформить два болида BAR в разных цветовых решениях. В результате на премьере машина Вильнёва была выполнена в жёлто-синей гамме сигаретного бренда «State Express 555», а Зонты – в красно-белой, стилизованной под «Lucky Strike». Но единогласным решением совета Международной автомобильной федерации (FIA) было учреждено правило об одинаковом окрасе для техники каждой из команд-участниц Ф1.

Поллока такое положение вещей не устраивало, и он подал заявление в арбитражный суд Международной торговой палаты. Там его прошение не удовлетворили, однако Крэйг и не думал сдаваться, дойдя до Европейской комиссии, после чего главный промоутер Формулы-1 Берни Экклстоун предупредил Поллока о возможности применения к BAR серьёзных штрафных санкций вплоть до дисквалификации на определённое количество этапов. Впрочем, на заседании совета Международной автомобильной федерации Крэйг Поллок рассудительно отозвал свои претензии, заверив, что оба болида покрасят одинаково, и даже подписал соответствующий гарантийный документ. Невзирая на это, в BAR придумали оригинальный выход: правый бок машины был покрашен синей краской, левый – белой и красной, а между ними дизайнеры нанесли застёжку-«молнию».

Первый сезон в Формуле-1

Дебютный сезон выдался для British American Racing крайне неудачным. Скоростные показатели техники команды были вполне сопоставимы с Sauber и Benetton, чего не скажешь о надёжности, в связи с чем пилоты нечасто добирались до финишной линии. Жак Вильнёв сходил с трассы в одиннадцати первых заездах сезона кряду, установив личный антирекорд, и финишировал только в четырёх Гран При (и это из шестнадцати!). В Испании канадец занял шестое место в квалификации и с самого начала навязал борьбу фаворитам – Ferrari и McLaren, однако после второго пит-стопа его автомобиль банально не смог тронуться с места из-за проблем с трансмиссией.

На одной из тренировок перед домашним этапом Рикардо Зонта травмировал ногу в аварии. Ему на смену пришёл Мика Сало (в этом же году ему предстояло заменять и самого Михаэля Шумахера, также получившего травму). Однако ни одному из гонщиков British American Racing в этом чемпионате не удалось положить в копилку команды ни одного очка. Лучший результат в году принадлежит Сало, который стал седьмым в Имоле, но тогда за это место зачётных пунктов предусмотрено не было.

Сотрудничество с Honda

В 2000 год коллектив вступил с новым болидом белого цвета, построенным Малколмом Оустлером, а также новым поставщиком моторов – Honda, но уже без Эдриана Рейнарда и Рика Горна. Японский концерн давно собирался вернуться в «Королевские гонки» и в 1999 году даже проводил тесты собственноручно разработанного болида с привлечением голландского гонщика Йоса Ферстаппена. Но, оставшись недовольными показателями заводского автомобиля, боссы Honda пошли по более привычному пути поставщика силовых агрегатов.

Можно сказать, что неофициальный представитель Honda присутствовал в Ф1 с 1998 года – речь о технике ирландской конюшни Jordan, на которой использовались моторы Mugen-Honda. В течение трёх лет идентичные движки находились на службе у обеих команд, ужесточая тем самым их взаимную конкуренцию за выбор моториста, которому предстоял выбор кого-то одного для будущего создания заводского коллектива.

Выступления BAR Honda оказались куда более успешными. В сезоне 2000 года команда стала пятой, по дополнительным показателям пропустив на четвёртую строчку Benetton и на три балла опередив Jordan. В 2001 году Рикардо Зонта уступил своё место опытнейшему Оливье Панису. Жак Вильнёв два раза поднимался на подиум, завершив чемпионат лучшим среди пилотов, не представляющих тройку фаворитов (Williams-BMW, McLaren-Mercedes и Ferrari), однако в общем зачёте на этот раз выше оказался Jordan (разница составила всего два очка).

Перемены во власти

Численность стран, запрещавших рекламу табачной продукции во время гоночных соревнований, неуклонно росло, и продвижение продукции British American Tobacco посредством гоночной команды становилось всё менее эффективным. Одновременно с этим, в Honda открыто говорили о том, что заинтересованы в постоянном сотрудничестве как раз с BAR. В данной связи влияние Крэйга Поллока в конюшне пошло на спад, и в 2002 году его должность перешла к известному в прошлом раллисту и спортивному функционеру Дэвиду Ричардсу, имевшему опыт работы в качестве главы команды Benetton.

Начиная с 2003 года British American Racing стала эксклюзивным представителем Honda в Ф1. В этом же году в команду пришёл британец Дженсон Баттон, заменивший не сумевшего оправдать возлагаемых на него надежд Оливье Паниса. В первом же сезоне Батон принёс своей команде основную массу набранных очков, тогда как результаты Вильнёва существенно ухудшились. С уходом Крэйга Поллока (а он продолжал оставаться менеджером Жака), связь канадца с командой ослабела, он решил продать принадлежащие ему акции. Ричардс был неудовлетворён выступлениями экс-чемпиона, чьё жалование составляло десять миллионов долларов и являлось основной статьёй расходов коллектива. В итоге Жак Вильнёв покинул BAR прямо по ходу сезона, перебравшись сначала в Renault, а через некоторое время – в Sauber. Ему на смену был взят японец Такума Сато.

В 2004 году команда выдала лучший сезон в своей истории. Дженсон Баттон стабильно занимал места в ТОП-3, имел все шансы на победу в Монако и занял итоговое третье место, поднявшись на пьедестал вместе с феерившими в то время Михаэлем Шумахером и Рубенсом Барикелло (оба – Ferrari). В этом году Такума Сато финишировал третьим на Гран При США, став вторым представителем Японии, сумевшим добиться столь высокого результата. В Кубке Конструкторов команда стала вице-чемпионом.

Дисквалификация

2005 год ознаменовался для BAR дисквалификацией и снятием всех набранных очков. Дело в том, что инженеры конюшни по-своему трактовали правило о минимальной массе автомобиля в шестьсот пять килограммов. Их болид был намного легче, а вес доводился до нужного благодаря большому объёму заливаемого на заключительном пит-стопе горючего, которое не истрачивалось до финиша и позволяло машинам успешно проходить процедуру взвешивания. Когда всё это выяснилось, к снятию с BAR очков организаторы добавили дисквалификацию команды на ближайшие два этапа. Лишь благодаря мастерству Дженсона Баттона, который стабильно пополнял очковой багаж и даже завоёвывал поул-позиции, сезон был более-менее спасён.

Такума Сато выступал не в пример Баттону: в одной из гонок он не участвовал из-за проблем со здоровьем (тогда его подменил тестовый пилот Энтони Дэвидсон), а в заездах, где он участвовал, японец набрал только один балл. За это Сато было сослан в дочернюю команду Super Aguri, где в следующем сезоне Такума заменил самого Рубенса Баррикелло.

На тот момент во владении Honda уже находилось 45 процентов акций BAR, а осенью 2005 года компания приобрела оставшиеся 55 процентов. После этого конюшня стала исконно заводской и начиная с 2006 года называется Honda.

ГодМодельКомандаПилоты
1999 BAR 01 BAR 01 British American Racing Мика Сало
Жак Вильнёв
Рикардо Зонта
2000 BAR 002 BAR 002 Lucky Strike British American Racing Honda Жак Вильнёв
Рикардо Зонта
Lucky Strike Reynard British American Racing Hond Жак Вильнёв
Рикардо Зонта
2001 BAR 003 BAR 003 Lucky Strike Reynard British American Racing Hond Оливье Панис
Жак Вильнёв
2002 BAR 004 BAR 004 Lucky Strike BAR Honda Оливье Панис
Жак Вильнёв
2003 BAR 005 BAR 005 Lucky Strike BAR Honda Дженсон Баттон
Такума Сато
Жак Вильнёв
2004 BAR 006 BAR 006 Lucky Strike BAR Honda Дженсон Баттон
Такума Сато
2005 BAR 007 BAR 007 Lucky Strike BAR Honda Дженсон Баттон
Энтони Дэвидсон
2006 BAR 007 BAR 007 Lucky Strike BAR Honda Такума Сато