Европротокол (Европейский протокол) - это более простой способ оформить факт наступления страхового события. Он применяется исключительно при урегулировании ситуаций по договорам ОСАГО ("автогражданке"). Это специально разработанный бланк, который водители могут использовать для самостоятельного оформления дорожно-транспортного происшествия - без участия представителей ГИБДД.

Заполненный бланк Европротокола - это полноценное документальное подтверждение факта ДТП (аналог справки от ГИБДД), позволяющее пострадавшей стороне получить страховое возмещение от страховщика.

Преимущества Европротокола:

  • Значительная экономия времени - как сторон ДТП, так и других участников дорожного движения.
  • Упрощение процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия.
  • Освобождение участников от необходимости уплаты штрафов.

Впрочем, как показывает статистика, российские автомобилисты пока что прибегают к использованию Европротоколов достаточно редко.

Возможно ли оформление Европротокола на территории Российской Федерации?

Да, оформление Европротокола при ДТП разрешено во всех регионах РФ.

В каких ситуациях может применяться Европротокол?

Европротокол можно использовать только при соблюдении следующих условий:

  • У всех водителей-участников ДТП имеются действующие на момент наступления страховогр события полисы ОСАГО или "Зелёные карты".
  • Все участники ДТП находятся в трезвом состоянии - отсутствуют признаки алкогольного или наркотического опьянения.
  • В ДТП не пострадали люди - никто не получил увечий и не погиб.
  • Все участники ДТП пришли к согласию относительно обстоятельств события, а также относительно вины одного из его участников. В противном случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

Вышеуказанные требования должны быть соблюдены в обязательном порядке. Если хотя бы одно из них нарушается - протокол не используется.

Если все условия выполнены, можно приступать к заполнению извещения. Если у водителя, спровоцировавшего ДТП, в наличии не полис ОСАГО, а "Зелёная карта", то получить консультацию по всем имеющимся вопросам можно в Российском союзе автостраховщиков (РСА) - номер колл-центра +7 (495) 641 27 87.

Как происходит оформление ДТП по Европротоколу?

Что необходимо сделать водителю после того, как он стал участником ДТП?

Правила дорожного движения гласят, что водитель обязан немедленно остановить своё транспортное средство (если после аварии оно продолжило движение). При наличии пострадавших или погибших в ДТП, необходимо немедленно оповестить о случившемся соответствующие службы.

Прежде чем приступать к оформлению Европротокола, следует убедиться в том, что его применение допустимо в конкретной ситуации. О критериях, соответствие которым является обязательным, мы уже писали выше.

Не стоит спорить и конфликтовать с другими участниками аварии - общение должно быть спокойным и корректным. Если кто-то из оппонентов ведёт себя агрессивно и от него поступают угрозы, сразу звоните в ГИБДД.

Обязательно необходимо заполнить извещение о дорожно-транспортном происшествии - соответствующие бланки выдаются страховой компанией при оформлении ОСАГО.

На какую сумму выплаты от страховщика можно рассчитывать при оформлении ДТП по Европротоколу?

Лимит выплаты по Европротоколу в России до недавних пор был равен 25 тысячам рублей, однако некоторое время назад он был увеличен вдвое - до 50 тысяч рублей. При этом следует учитывать, что рассчитывать на страховое возмещение в размере 50 тысяч рублей могут только те автовладельцы, которые оформили ОСАГО после 2 августа 2014 года.

Вскоре в силу вступает новый Европротокол, максимальная сумма выплаты по которому будет составлять 400 тысяч рублей. При каких условиях можно будет его использовать?

Требования к использованию нового Европротокола, который так же называют безлимитным, совпадают с вышеупомянутыми. Однако для получения страхового возмещения в максимально возможном размере нужно, чтобы оба транспортных средства были оснащены системами фиксации факта и места ДТП с применением спутниковых систем (ГЛОНАСС, GPS и подобных). Это связано тем, что современные компьютерные программы позволяют отредактировать практически любую видеозапись таким образом, что она будет свидетельствовать в пользу одной или другой стороны, в связи с чем достоверность записей с видеорегистраторов ставится под сомнение, тогда как данные, взятые из спутниковой системы, подделать почти невозможно. Тем самым страховщики защищают себя от возможного мошенничества.

Если участники дорожно-транспортного происшествия не могут подтвердить факт случившегося посредством информации из системы спутниковой навигации, лимит выплаты по Европротоколу составляет 50 тысяч рублей.

Надо сказать, что правила, регулирующие максимальный размер страхового возмещения, распространяются на участников ДТП, чьи полисы ОСАГО были оформлены после 1 октября 2014 года, а сама авария произошла в Москве или Санкт-Петербурге, либо в их областях. При этом субъект РФ, в котором приобреталась "автогражданка", не имеет значения.

Как заполняется бланк Европротокола?

Прежде чем приступать к заполнению бланка извещения, необходимо проверить наличие в нём обеих сторон - лицевой и оборотной. Помимо этого, следует убедиться, что вся информация, имеющаяся на лицевой части, продублирована и в нижней части. Заполнять документ рекомендуется простой шариковой ручкой, поскольку написанное гелиевыми и чернильными ручками может размазаться, а карандашом - стереться.

Согласно действующему в РФ законодательству, если стороны ДТП договорились об оформлении Европротокола, то заполнению подлежит один бланк извещения (неважно, чей бланк будет использован - виновника или потерпевшего). Участники заполняют соответствующие колонки, внося в них всю информацию о своих транспортных средствах.

На лицевой части Европротокола есть специальные поля, предназначенные для описания ДТП (где, когда и во сколько произошла авария, при каких обстоятельствах всё произошло, какие повреждения были получены и т.д.).

С особенной ответственностью необходимо отнестись к заполнению четырнадцатого пункта бланка, в котором подробно описываются повреждения, полученные автомобилем вследствие дорожно-транспортного происшествия. Нужно стараться описывать повреждения максимально подробно и достоверно (допускается применение таких терминов, как "царапина", "трещина", "скол", "вмятина" и т.п.). Кроме того, следует обратить внимание на то, чтобы второй участник не вписал в бланк данные о повреждениях, не имеющих отношения к настоящему событию. Если у участников ДТП есть подозрения о наличии у автомобиля скрытых повреждений, его осмотр должен быть произведён экспертом.

В шестнадцатый пункт бланка извещения вносится информация об обстоятельствах аварии. Описание должно быть правдивым и точным, содержать в себе перечисление всех подробностей случившегося. Важно максимально чётко указать манёвры ТС. Учитывайте, что:

  • Стоянка и остановка - это не одно и то же. Часто водители, автомобили которых были ударены во время остановки на запрещающий сигнал светофора, указывают в Европротоколе, что находились в позиции "На стоянке". Это неверно, потому как данная позиция имеет собственное определение - "Остановка на запрещающий сигнал светофора".
  • При осуществлении манёвра обгона или перестроении в другую полосу движения нужно отмечать позиции "Совершал обгон" или "Менял полосу".

В семнадцатом пункте должно быть схематическое изображение ДТП, содержащее в себе разметку дороги с указанием улиц и номеров домов, объекты дорожной инфраструктуры (знаки, светофоры, указатели), информацию о расположении транспортных средств на проезжей части до и после аварии, а также прочих предметах, которые, по мнению сторон, имеют прямое отношение к случившемуся.

Если водитель забыл внести какие-либо сведения в пункт "Обстоятельства", то их можно отразить в пункте "Замечания", где так же разрешается дать дополнительные пояснения, если в этом есть необходимость.

Написанное в Европротоколе должно быть удостоверено обеими сторонами путём простановки их личных подписей в соответствующих графах бланка. Ставя свои подписи, водители подтверждают всё изложенное в документе.

Завершив заполнение лицевой части Европротокола, участники ДТП должны рахъединить его и подписаться в своих частях. Подписи всех сторон должны быть в обоих экземплярах бланка.

Следующий этап - заполнение оборотной стороны бланка. Там указывается любая дополнительная информация об аварии, делаются различные заметки и записи. Если места для написания всех необходимых сведений недостаточно, можно воспользоваться чистым листом бумаги, который прикладывается к основному бланку (в нём делается соответствующая приписка - "С приложением"). Это приложение так же необходимо заверить подписями обоих водителей.

Следует учитывать, что в случае отсутствия в заполненном Европротоколе какой-то важной для страховщика информации, он имеет право инициировать процедуру самостоятельного выяснения нужных ему данных. Само собой, это сильно отражается на сроках выплаты страхового возмещения, а также на том, будет ли случившееся признано страховым случаем.

Европротокол следует заполнять понятным почерком, с перечислением всех обстоятельств ДТП, с обязательным заполнением всех обязательных пунктов, даже если их значимость кажется участникам аварии незначительной. Если какая-либо из граф не может быть заполнена в связи с особенностями конкретной ситуации, то в ней нужно сделать прочерк или написать "Замечания отсутствуют" или "Сведения отсутствуют".

При необходимости внесения корректив или правок после заполнения и подписания документа, все произведённые изменения должны подтверждаться подписями обоих водителей.

Если одна из сторон ДТП не соглашается подписывать бланк или сомневается в достоверности того, что в нём изложено, оформление Европротокола невозможно. В подобных ситуациях к разбирательству в ситуации привлекаются инспекторы ГИБДД.

Что должно быть отображено на схеме ДТП?

Согласно регламентным нормам, вступившим в действие со 2 августа 2014 года, виновник дорожно-транспортного происшествия при оформлении Европротокола обязан:

  • Вместе со вторым участником заполнить бланк извещения о ДТП, который впоследствии разделяется на две части - по одной для каждой из сторон. После этого оба водителя заполняют оборотную сторону документа.
  • В кратчайшие сроки предоставить страховщику заполненный бланк. Это можно сделать как лично, так и воспользовавшись услугами почты.
  • Не ремонтировать транспортное средство на протяжении пятнадцати дней с момента совершения ДТП. Это время необходимо страховой компании для того, чтобы убедиться в наличии у автомобиля заявленных повреждений.

Страховщик имеет право затребовать проведение осмотра пострадавшего транспортного средства. В таком случае водитель обязан предоставить его на осмотр в течение пяти дней с момента получения соответствующего требования.

При нарушении виновником аварии установленных норм и требований, страховая компания вправе применить к нему санкции.

Порядок заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии

Извещение о ДТП является очень важным документом, который состоит из двух листов - основного и самокопирного. Основная часть заполняется обоими водителями совместно, после чего ими же и подписывается. Когда заполнение основной части окончено, бланк разъединяется и каждый участник получает собственный экземпляр. Отметим, что оба листа имеют одинаковую юридическую силу.

Степень ответственности всех участников ДТП устанавливается только по тем данным, которые указаны на лицевой части Европротокола.

Существует негласное правило, по которому основной лист бланка передаётся пострадавшей стороне, а виновник получает самокопир. Как уже отмечалось, листы являются равноценными, а упомянутое нами правило основано на том, что сотрудникам страховой компании легче работать с оригиналом (сканировать, пересылать и т.п.), что может влиять на скорость осуществления выплаты.

Запрещено вносить какие-либо изменения в извещение после разъединения бланков. Оборотную сторону бланка водители заполняют по своему усмотрению, при этом приведённые там данные могут сказываться на скорости и точности рассмотрения страхового случая специалистами страховой компании.

Правильность оформления извещения о ДТП зависит от того, были ли внесены записи во все необходимые графы, переданы ли экземпляры бланка каждой из сторон и заполнены ли оборотные стороны листов.

В некоторых ситуациях страховщики не принимают во внимание сведения, приведённые на оборотной стороне бланка. Однако заполнять его нужно обязательно, поскольку в противном случае страховая компания получит повод для отказа в выплате возмещения. Незаполненные обязательные графы на основном листе так же являются поводом для отказа.

Кем выдаются бланки извещения о дорожно-транспортном происшествии?

По этому вопросу следует обращаться к страховщику, у которого приобретался полис ОСАГО. Отметим, что бланки Европротокола не являются документами строгой отчётности и выдаются клиентам на бесплатной основе.

Есть ли у виновника ДТП право оспорить извещение, которое он уже подписал?

Разумеется, поскольку далеко не каждый водитель досконально знает правила дорожного движения и может трактовать их в различных ситуациях.

Чем чревато незнание правил дорожного движения в случае оформления Европротокола?

Нередки случаи, когда один из водителей ввиду собственной неосведомлённости или под давлением другой стороны ошибочно признаёт свою вину в аварии, указывает это в извещении о ДТП и всех сопутствующих документах. Но спустя некоторое время человек, освежив в памяти ПДД или проконсультировавшись со специалистами, детально разбирает ситуацию и осознаёт свою ошибку. Таких примеров в России великое множество.

Может ли водитель, ошибочно признавший свою вину в ДТП, оформленном по Европротоколу, избежать ответственности? Есть ли у него шанс самому получить страховое возмещение?

Что-то конкретное по этому поводу сказать сложно, поскольку в России использование Европротоколов ещё не слишком распространено, поэтому каждый подобный случай рассматривается страховщиками и их юристами в индивидуальном порядке.

Можно ли воспользоваться Европротоколом, если другой водитель не признаёт своей вины, ведёт себя агрессивно или находится под воздействием алкогольных/наркотических веществ?

Европротокол может быть использован, если у всех участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО (или "Зелёные карты"), они находятся в трезвом состоянии и пришли к согласию относительно обстоятельств события, а также относительно вины одного из его участников. В противном случае, равно как и при агрессии со стороны оппонента, необходимо обращаться в ГИБДД.

Часто задаваемые вопросы по использованию Европротокола

Европротокол заполнен, фотографии на месте ДТП сделаны, телефоны свидетелей записаны. Что делать дальше?

Когда все необходимые мероприятия проведены, водители могут покинуть место аварии.

Если планируется обращение в страховую компанию по вопросу возмещения ущерба, то необходимо предоставить её представителям заполненное по правилам извещение. В случае невозможности сделать это лично, его можно отправить почтой.

Важно помнить, что водитель не имеет права ремонтировать свою машину на протяжении пятнадцати дней с момента ДТП. Если ремонт необходимо произвести раньше, нужно договориться со специалистом страховщика о проведении визуального осмотра ТС, после которого попросить у него выдать разрешение (обязательно в письменном виде) на ремонт автомобиля.

Если ремонт транспортного средства был осуществлён в первые пятнадцать суток после аварии без предварительного согласования со страховой компанией, то страховщик имеет право применить санкции вплоть до отказа выплачивать возмещение.

Обязательно ли присутствие аварийного комиссара при оформлении Европротокола?

Когда система Европротокола только появилась в России, аварийные комиссары были убеждены в том, что теперь им предстоит проделывать куда больший объём работы, чем прежде. И на то были основания - водители получили право обходиться без ГИБДД при незначительных ДТП, поэтому при оформлении аварии им наверняка будет необходима помощь специалиста.

Однако на деле всё получилось не столь радужно для аварийных комиссаров. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что вызов эксперта в таком случае оплачивается в качестве отдельной услуги, а это устраивает далеко не всех автовладельцев. С ростом популярности Европротоколов институт аварийных комиссаров может и вовсе сойти на нет, ведь со временем водители привыкнут к такой схеме и им уже не будет составлять труда самостоятельно заполнять все необходимые бланки, не теряя лишнего времени и не платя штрафы ГИБДД.

Отказываются от услуг аварийных комиссаров и во многих страховых компаниях: там говорят, что в их профессиональной помощи практически отсутствует необходимость, а выгоды так и вовсе никакой.

Оформление Европротокола при наличии полиса КАСКО

Если водитель, имеющий страховой полис КАСКО, стал виновником ДТП, то он, безусловно, получит страховое возмещение для восстановления своего автомобиля. Следует знать, что Европротокол с полисом КАСКО в настоящий момент оформлять нельзя - законодательство не обязывает страховщиков платить автомобилистам, если документы по КАСКО оформлялись без инспекторов ГИБДД.

Уже скоро использование Европротокола по КАСКО и ДСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности) должно станет обязательным.

Европротокол при бесконтактном ДТП

Бесконтактные дорожно-транспортные происшествия (при которых между автомобилями не произошло непосредственного контакта) в будущем станут одним из ограничений в системе Европротокола. Бесконтактными называют аварии, при которых один из участников дорожного движения нарушил ПДД (к примеру, неожиданно выехал на дорогу с прилегающей территории), в результате чего другому водителю, старающемуся предотвратить столкновение, пришлось совершить резкий маневр, приведший к повреждению его транспортного средства.

Сейчас практика в этой области развита очень слабо. В правилах дорожного движения чётко прописано, что водителю, на пути следования у которого возникла какая-либо помеха, необходимо предпринять все доступные ему меры для остановки транспортного средства, а не пытаться маневрировать. Таким образом, обоснованное решение в такой ситуации можно получить только путём проведения одной или даже нескольких экспертиз.

Европротокол нельзя применять при бесконтактных ДТП, поскольку для трасологической экспертизы нужна схема, составленная сотрудниками дорожной полиции.

Аналогичным образом обстоят дела и в случае, когда контакт автомобилей был незначительным, но это послужило причиной для выполнения маневра одним из участников аварии, что привело к повреждениям автомобиля. Здесь так же нельзя обойтись без привлечения инспекторов ГИБДД.

Возможно ли использование Европротокола, если одно из транспортных средств зарегистрировано в другом государстве?

Да, возможно, но только при условии, что автогражданская ответственность владельца такого ТС застрахована по "Зелёной карте" (является аналогом ОСАГО), а также соблюдены все прочие требования к оформлению Европротокола без привлечения ГИБДД. Если стороны решили воспользоваться Европротоколом, и потерпевшим является гражданин Российской Федерации, то необходимо использовать бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, выданный российским страховщиком.

Можно ли оформить ДТП по Европротоколу, если в нём участвует три или более транспортных средств?

Нет, нельзя. Если участниками дорожно-транспортного происшествия стали три или более ТС, то оформление ДТП может осуществляться только работниками ГИБДД.

Как быть, если в аварии пострадали люди?

В данном случае необходимо срочно сообщить о случившемся в соответствующие службы, а затем, в меру своих возможностей, оказать помощь пострадавшим людям. Как уже неоднократно говорилось, Европротокол может использоваться только если в ДТП не пострадали люди - никто не получил травм и не погиб. Таким образом, оформлять такую аварию должна дорожная полиция.

Извещение о ДТП содержит противоречия в информации, предоставленной участниками. Можно ли сдавать такое извещение в страховую компанию?

Нет, если складывается такая ситуация, то оформлять Европротокол не следует. Одно из условий, необходимых для использования Европротокола, гласит, что все участники аварии пришли к согласию относительно обстоятельств события, а также относительно вины одного из его участников. Если страховщиком будут выявлены факты несоответствия в бланках, он вправе не осуществлять выплату страхового возмещения.

Требуются ли фотографии случившегося? Если да, то что именно нужно фотографировать?

Фотографии, при наличии возможности, очень желательно сделать. Они могут пригодиться в случае дальнейших разбирательств и помочь доказать обоснованность ваших требований.

Рекомендации по созданию снимков с места ДТП:

  • Общая фотография, на которой будут запечатлены оба транспортных средства, а также их расположение на проезжей части.
  • Снимки следов торможения (если видны), отломанных частей и осколков, повреждений на автомобилях.
  • Фотографии обоих ТС по отдельности, желательно с установленными номерными знаками.

Учтите, что для получения выплаты по Европротоколу в максимальном размере (400 тысяч рублей) оба транспортных средства должны быть оснащены системами фиксации факта и места ДТП с применением спутниковых систем - ГЛОНАСС, GPS и подобных. Помимо них допускается использование фотоаппаратов и смартфонов, добавляющих к фотографиям геолокационные данные, позволяющие идентифицировать место и время проведения съёмки.

Если участники дорожно-транспортного происшествия не могут подтвердить факт случившегося вышеописанными способами, то лимит выплаты по Европротоколу составляет 50 тысяч рублей.

Что ещё можно сделать, чтобы свести к минимуму возможность возникновения каких-либо затруднений при последующих разбирательствах?

О фотосъёмке места происшествия уже упоминалось. Ещё очень желательно найти свидетелей ДТП и на всякий случай записать их контактные данные. Будет отлично, если момент аварии был снят на видео регистраторами ехавших следом транспортных средств или уличными камерами наблюдения.

Чем могут помочь свидетели?

От их показаний может зависеть решение спорных моментов, которые время от времени возникают со страховщиками. Если свидетелей и/или сторонних видеозаписей нет, придётся полагаться на установленный в вашей машине видеорегистратор.

Если автомобиль после ДТП остановит ГИБДД, что говорить полицейским?

Безусловно, наличие на автомобиле видимых повреждений может привлечь внимание сотрудников полиции, и они практически гарантированно остановят его с целью выяснить, при каких обстоятельствах эти повреждения были получены. Чтобы не иметь проблем с ГИБДД, достаточно сделать копию бланка о ДТП, заверенную печатью страховщика. Как правило, такого документа полицейским вполне достаточно.

Где я могу получить дополнительную информацию о Европротоколе?

Проконсультироваться по всем имеющимся вопросам можно в Российском союзе автостраховщиков (РСА) - при помощи официального сайта или по многоканальному телефону 8 (800) 200-2275.

Лимит выплат по Европротоколу

  • 25 тыс. руб. – если хотя бы один из договоров ОСАГО участников ДТП заключен до 02.08.2014;
  • 50 тыс. руб. – если договоры обоих участников заключены после 02.08.2014;
  • с 1 октября 2014 г. — 400 тыс. руб. (см. «Вступительное слово»).

Вопросы читателей

Вопрос: Я стал участником ДТП, которое было решено оформить по Европротоколу. Будучи потерпевшей стороной, я предоставил страховщику заполненный бланк извещения и сопутствующие документы. Однако в страховой компании мне заявили, что заявление у меня принять не могут, если не будет предоставлен ещё один экземпляр извещения, находящийся у виновной стороны, с которой мне не удаётся связаться. Как быть в такой ситуации?

Ответ: Согласно закону, страховая компания не имеет права не принять от вас заявление. Все имеющиеся документы необходимо передать представителю страховщика (с обязательным подкреплением данной процедуры подписями), после чего вам остаётся только дожидаться решения. Если в компании не хотят принимать документы лично, отправьте их заказным письмом с описью - в таком случае вероятность отказа в их приёме значительно уменьшается. Но если там продолжают настаивать на своём, то можно обращаться жалобой в контролирующие органы. К слову, поиски виновника могут затянуться на несколько месяцев, и вы вообще не обязаны в этом участвовать.

Вопрос: Попав в аварию, я обнаружил, что в страховой компании мне не выдали бланк извещения. Как действовать в ситуации, когда необходимый бланк имеется только у второго водителя?

Ответ: Для оформления дорожно-транспортного происшествия по Европротоколу достаточно одного экземпляра извещения, поэтому бланка, который есть у второго участника аварии, будет достаточно. Кстати, получить бланк Европротокола можно в своей страховой компании абсолютно бесплатно.

Вопрос: Страховщик отказался выплачивать страховое возмещение водителю, признанному потерпевшим в ДТП, по причине отсутствия у него полиса ОСАГО. Да, страховая компания действовала в рамках закона, но ущерб ведь был нанесен. Может ли потерпевший требовать у виновника возместить нанесённый ему ущерб в суде?

Ответ: Действительно, страховщик вправе не производитель возмещение, если Европротокол был оформлен с подобным нарушением. Поэтому необходимо обязательно проверять наличие и сроки действия полисов "автогражданки" у обоих участников ДТП. Разумеется, у виновника аварии можно стребовать возмещение ущерба - если он откажется сделать это в добровольном порядке, можно обратиться с иском в суд.