Заводская команда Porsche одержала сенсационную победу в 84-м в истории суточном марафоне «24 часа Ле-Мана», выйдя в лидеры в драматичнейшей развязке на самых последних минутах, в то время как в классе LMP2 сразу две российские команды, G-Drive Racing и SMP Racing, финишировали на подиуме.
Перед стартом едва ли многие были готовы поставить на победу Toyota. Во-первых, против говорила статистика – ни разу за 17 предыдущих гонок на кольце Сартэ Toyota не выигрывала, а во-вторых, уж слишком сильны казались Porsche и Audi.
Но именно Toyota с самого старта задавала темп, а возможность проезжать более длинные отрезки между пит-стопами дала больше свободы в тактике по ходу дистанции. Да и с надёжностью всё было практически идеально. Первый тревожный звоночек прозвучал за два часа до финиша, когда возникли проблемы на машине Камуи Кобаяши, Майка Конвея и Стефана Сарразена, что не помешало им продолжить гонку. Но это было только начало.
Экипаж Энтони Дэвидсона, Казуки Накаджимы и Себастьена Буэми, в свою очередь, провёл безукоризненную гонку с точки зрения пилотажа, не допустив ни одной ошибки. За пять минут до финиша в боксах Toyota не скрывали радости и улыбок. Долгожданная победа в Ле-Мане были близка как никогда, но произошло невероятное – Накаджима резко замедлился на предпоследнем круге и сообщил по радио о потере мощности.
Японец постарался продолжить движение, но лишь для того, чтобы окончательно остановиться на стартовой прямой перед началом последнего круга, за 3,5 минуты до финиша… Неудивительно, что в Ле-Мане даже машины поднимают на пьедестал почета – надежность техники здесь стоит едва ли не на первом месте.
Обладатели поула из экипажа Porsche #2 – Нил Джани, Марк Либ и Ромен Дюма – сделали по ходу дистанции всё возможное, но надо признать, что скорости и гибкости в тактике не хватало, чтобы бросить вызов в борьбе за победу в конце дистанции. Поэтому такой подарок от Toyota заставил просто ликовать боксы немецкой команды, в то время как в стане японской конюшни не скрывали слёз. Кто бы мог подумать, что всё закончится именно так, ведь в начале предпоследнего круга Джани проигрывал 1 минуту и 19 секунды.
«Я не верю в это. Даже не знаю, что сказать. Извините», – сказал после окончания гонки Либ, не скрывавший слёз радости.
Нил Джани добавил: «В конце дистанции я атаковал на каждом круге, изо всех сил, чтобы сократить отставание. Команда проделала отличную работу. Это наша общая победа.
По радио мне сообщили, что у Toyota возникли проблемы с мощностью, поэтому сказали: «Атакуй!» Я подумал, что даже если не выиграю, то покажу лучший круг. Поэтому я атаковал, а затем на прямой увидел, что их машина остановилась перед последним кругом. Для них это настоящая трагедия, но для нас – невероятный триумф».
Стефан Сарразен, Майк Конвей и Камуи Кобаяши заняли в итоге второе место, но после такого поражения даже подиум был слабым утешением для Toyota.
Audi финишировала в результате на третьем и четвёртом местах, что стало своего рода достижением, если уместно говорить такое о 13-кратных победителях. Но проблемы преследовали оба экипажа практически от старта и до финиша – как результат, 12 кругов отставания Лукаса ди Грасси, Оливера Джарвиса и Лоика Дюваля от Porsche, и 17 – для Марселя Фэсслера, Андре Лоттерера и Бенуа Трелуйе.
"Во-первых, я сочувствую нашим коллегам из Toyota. Очень тяжело потерять победу в самом конце гонки. Казалось, что на этот раз у них всё получится. Для Toyota это огромное разочарование, но для Porsche – выдающийся результат, – прокомментировал руководитель автоспортивного подразделения Audi Вольфганг Ульрих. – Что касается нашей команды, то у нас были проблемы, но мы всегда возвращались и сохранили мотивацию. Думаю, в следующем году мы вернёмся в Ле-Ман более сильными".
Действующие чемпионы Марк Уэббер, Тимо Бернхард и Брендон Хартли после технических проблем ночью потеряли целых два часа, и при таком отставании претендовать на высокий результат уже не могли. Но прорыв с 59 места в общем зачёте на 13-е стало своего рода украшением гонки.
В LMP2 триумфатором стал экипаж Signatech Alpine – Николя Лапьер, Густаво Менесес и Стефан Ришельми, которые вышли в лидеры на середине дистанции, а после того, как самоустранились соперники из KCMG и Thiriet by TDS Racing, они фактически остались в одиночестве и дальше всё зависело от надёжности прототипа Alpine, который работал как часы.
Российская команда G-Drive Racing сделала всё возможное и даже больше после всех проблем, обрушившихся на экипаж Романа Русинова в первой половине гонки – прокол колеса, штраф за проведение пит-стопа с работающим двигателем и ещё один штраф, из-за которого была потеряна ещё минута. Так что на финише Русинов, Уилл Стивенс и Рене Раст уступили круг победителям, ставший следствием именно всех этих перенесённых проблем.
Ну а третье место в классе занял полностью российский экипаж SMP Racing – Виталий Петров, Кирилл Ладыгин и Виктор Шайтар. К последней трети дистанции россиянине поднялись на пятое место, а после сходов шедших впереди KCMG и Thiriet by TDS Racing вышли на третье место, которое до самого финиша ни разу не уступили конкурентам!
Второй экипаж SMP Racing - Михаил Алёшин, Маурицио Медиани и Николя Миннасян – занял седьмое место.
В категории GTE Pro первую победу Ford после возвращения в «24 часа Ле-Мана» в этом году принёс экипаж Ford Chip Ganassi - Дирк Мюллер, Себастьен Буэми и Джоуи Хэнд. Дополнили триумф «Голубого овала» Скотт Диксон, Ричард Уэстбрук и Райан Бриско, финишировавшие третьими. Ещё один экипаж Ford – Оливье Пла, Штефан Мюкке, Билли Джонсон – стал четвёртым. Нарушить гегемонию «Голубого овала» смогли только Джанкарло Физикелла, Тони Виландер и Маттео Малучелли из команды Risi Competizione Ferrari, занявшие второе место.
В GTE Am победу отпраздновали гонщики команды Scuderia Corsa Ferrari Таундсенд Белл, Билл Суидлер и Джефф Сигал.
Поз. | Класс | Пилоты | Команда | Круги | Отст. |
---|---|---|---|---|---|
1. | LMP1 | Ромен Дюма Нил Джани Марк Либ | Porsche Team | 384 | |
2. | LMP1 | Энтони Дэвидсон Себастьен Буэми Казуки Накаджима | Toyota Gazoo Racing | 383 | -1 круг |
3. | LMP1 | Стефан Сарразен Майк Конвей Камуи Кобаяши | Toyota Gazoo Racing | 381 | -3 круга |
4. | LMP1 | Лукас ди Грасси Лоик Дюваль Оливер Джарвис | Audi Sport Team Joest | 372 | -12 кругов |
5. | LMP1 | Марсель Фесслер Андре Лоттерер Бенуа Трелуйе | Audi Sport Team Joest | 367 | -17 кругов |
6. | LMP2 | Густаво Менесес Николя Лапьер Стефан Ришельми | Signatech Alpine | 357 | -27 кругов |
7. | LMP2 | Роман Русинов Уилл Стивенс Рене Раст | G-Drive Racing | 357 | +2.40,640 |
8. | LMP2 | Виталий Петров Виктор Шайтар Кирилл Ладыгин | SMP Racing | 353 | -31 круг |
9. | LMP2 | Ник Левентис Дэнни Уоттс Джонни Кейн | Strakka Racing | 351 | -33 круга |
10. | LMP2 | Пу Цзюнь Цзинь Тристан Гомменди Ник де Бруин | Eurasia Motorsport | 348 | -36 кругов |
11. | LMP2 | Мемо Рохас Жюлбен Каналь Натанаэль Бертон | Greaves Motorsport | 348 | +52,618 |
12. | LMP2 | Николя Минассян Маурицио Медиани Михаил Алёшин | SMP Racing | 347 | -37 кругов |
13. | LMP2 | Фабьен Бартез Пол-Луп Шатен Тимоти Буре | Panis Barthez Competition | 347 | +1.50,325 |
14. | LMP1 | Тимо Бернхард Марк Уэббер Брендон Хартли | Porsche Team | 346 | -38 кругов |
15. | LMP2 | Джон Пью Освальдо Нери Лоренс Вантор | Michael Shank Racing | 345 | -39 кругов |
16. | LMP2 | Рикардо Гонсалес Бруно Сенна Филипе Альбукерк | RGR Sport by Morand | 344 | -40 кругов |
17. | LMP2 | Скотт Шарп Эд Брон Йоханнес ван Овербек | Extreme Speed Motorsports | 341 | -43 круга |
18. | LMP2 | Майкл Мьюнеманн Крис Хой Андреа Пиццитола | Algarve Pro Racing | 341 | +9,817 |
19. | GTE Pro | Джой Хэнд Дирк Мюллер Себастьян Бурдэ | Ford Chip Ganassi Team USA | 340 | -44 круга |
20. | GTE Pro | Джанкарло Физикелла Тони Виландер Маттео Малучелли | Risi Competizione | 340 | +1.00,200 |
21. | GTE Pro | Райан Бриско Ричард Уэстбрук Скотт Диксон | Ford Chip Ganassi Team USA | 340 | +1.24,794 |
22. | GTE Pro | Оливье Пла Штефан Мюкке Билли Джонсон | Ford Chip Ganassi Team UK | 339 | -45 кругов |
23. | LMP2 | Трейси Крон Ник Джонссон Жуан Барбоса | Krohn Racing | 338 | -46 кругов |
24. | GTE Pro | Ники Тим Марко Соренсен Даррен Тёрнер | Aston Martin Racing | 338 | +1.43,107 |
25. | GTE Pro | Ричи Стэнэвей Фернандо Риз Джонатан Адам | Aston Martin Racing | 337 | -47 кругов |
26. | GTE Pro | Ян Магнуссен Антонио Гарсия Рики Тейлор | Corvette Racing | 336 | -48 кругов |
27. | GTE Am | Билл Суидлер Таундсенд Белл Джефф Сигал | Scuderia Corsa | 331 | -53 круга |
28. | GTE Am | Франсуа Перродо Эммануэль Коллар Руи Агуаш | AF Corse | 331 | +2.54,897 |
29. | GTE Am | Халид Аль-Кубайси Давид Ханссон Патрик Лонг | Abu Dhabi-Proton Racing | 330 | -54 круга |
30. | LMP1 | Николя Прост Ник Хайдфельд Нельсон Пике-мл. | Rebellion Racing | 330 | +27,381 |
31. | GTE Am | Мок Вен Сунь Кеита Сава Роб Белл | Clearwater Racing | 329 | -55 кругов |
32. | GTE Pro | Рихард Лиц Микаэль Кристенсен Филипп Энг | Dempsey Racing - Proton | 329 | +1.01,994 |
33. | LMP2 | Винсан Капийер Эрик Мэрис Джонатан Коулман | So24 ! By Lombard Racing | 328 | -56 кругов |
34. | GTE Am | Майкл Уэйнрайт Адам Кэррол Бен Баркер | Gulf Racing UK | 328 | +2.06,472 |
35. | LMP2 | Бен Китинг Йерун Блекемолен Марк Госсенс | Murphy Prototypes | 323 | -61 круг |
36. | GTE Am | Джонни Лаурсен Миккель Мак Кристина Нильсен | Formula Racing | 319 | -65 кругов |
37. | GTE Am | Эндрю Ховард Лайам Гриффин Гари Хирш | Aston Martin Racing | 318 | -66 кругов |
38. | GTE Am | Ютака Ямагиши Пьер Раг Жан-Филипп Беллок | Larbre Competition | 316 | -68 кругов |
39. | CDNT | Фредерик Соссет Кристоф Тинсо Жан-Бернар Буве | SRT41 By Oak Racing | 315 | -69 кругов |
40. | GTE Am | Джонни О"Коннелл Оливер Брайант Марк Паттерсон | Team AAI | 306 | -78 кругов |
41. | GTE Pro | Марино Франкитти Энди Приоль Гарри Тинкнелл | Ford Chip Ganassi Team UK | 306 | +2.48,753 |
42. | GTE Am | Кристиан Рид Вольф Хенцлер Жоэль Каматьяс | KCMG | 300 | -84 круга |
43. | LMP2 | Райан Дил Луис Дерани Крис Камминг | Extreme Speed Motorsports | 297 | -87 кругов |
44. | LMP2 | Николя Лётвилер Шиндзи Накано Джеймс Уинслоу | Race Performance | 297 | +14,774 |
45. | LMP2 | Инес Таттингер Реми Стрибиг Лео Руссель | Pegasus Racing | 292 | -92 круга |
46. | GTE Am | Данкан Кэмерон Мэтт Гриффин Аарон Скотт | AF Corse | 289 | -95 кругов |
47. | GTE Am | Пол Далла Лана Педро Лами Матиас Лауда | Aston Martin Racing | 281 | -103 круга |
48. | LMP2 | Саймон Долан Джейк Деннис Гидо ван дер Гарде | G-Drive Racing | 222 | -162 круга |
49. | LMP1 | Матео Тушер Александре Императори Доминик Крайхаймер | Rebellion Racing | 200 | -184 круга |
50. | LMP2 | Тор Грейвс Мэтт Рао Роберто Мери | Manor | 283 | сход |
51. | LMP2 | Пьер Тирье Матиас Беш Рио Хиракава | Thiriet by TDS Racing | 241 | сход |
52. | LMP2 | Дэвид Чен Хо-Пин Тун Нельсон Панчьятичи | Baxi DC Racing Alpine | 234 | сход |
53. | GTE Pro | Оливер Гэвин Томми Милнер Джордан Тейлор | Corvette Racing | 219 | сход |
54. | LMP1 | Симон Труммер Оливер Уэбб Пьер Каффер | ByKOLLES Racing Team | 206 | сход |
55. | GTE Pro | Джанмария Бруни Джеймс Каладо Алессандро Пьергвиди | AF Corse | 179 | сход |
56. | GTE Pro | Давиде Ригон Сэм Бёрд Андреа Бертолини | AF Corse | 143 | сход |
57. | GTE Pro | Фредерик Маковецки Эрл Бамбер Йорг Бергмайстер | Porsche Motorsport | 140 | сход |
58. | GTE Pro | Патрик Пиле Кевин Эстр Ник Тэнди | Porsche Motorsport | 135 | сход |
59. | LMP2 | Цугио Мацуда Мэтт Хоусон Ричард Брэдли | KCMG | 116 | сход |
60. | GTE Am | Купер МакНил Лех Кин Марк Миллер | Proton Competition | 50 | сход |