Alfa Romeo – итальянская команда автогонщиков, успешно принимавшая участие в чемпионатах мира «Формула-1» в 1950-1951 годах, а также с 1979 по 1985 год. Кроме того, команда была конструктором и поставщиком автомобильных двигателей в период с 1950 по 1985 год.
Alfa Romeo стала чемпионом мира в «Формуле-1» с Нино Фарина - в 1950 году, и с Хуаном Мануэлем Фанхио - в 1951 году.
Двигатели Alfetta были чрезвычайно мощными для того времени. В 1952 году возросла конкурентность Alfa Romeo с бывшим партнером Ferrari, и, поскольку правительство Италии отказалось финансировать дорогостоящую конструкцию их нового автомобиля, Alfa Romeo не смогла его производить.
Удивительно, что Alfa Romeo участвовала в гонках при минимальном бюджете, используя в основном довоенные технологии. Они выиграли два чемпионата, используя девять встроенных блоков двигателей.
В 1960-е годы несколько небольших команд «Формулы-1» используют для своих автомобилей четыре вида двигателей, собранных Alfa Romeo: «Специальные» LDS Mk1 и Mk2, Coopers и De Tomasos.
В конце 1960-х годов команда для своих автомобилей разработала совершенно новый двигатель V8, который был протестирован гонщиком Люсьеном Бьянки. Alfa Romeo, оснастив ими свои автомобили, вернулась к участию в «Формуле-1» в 1970-71 годах. В 1970 году подразделение было возложено на Андреа де Адамика, долгое время работавшего гонщиком Alfa. Особого успеха он команде не принес.
В 1976 Берни Экклстоун много сделал для команды, используя двигатели Alfa Romeo на основе нового блока спортивных автомобилей, разработанного Карло Кити.
В 1977 году, после длительного убеждения Кити, Alfa Romeo дала Autodelta разрешение приступить к разработке автомобиля для «Формулы-1» от их имени. Таким образом, автомобиль, названный Alfa Romeo 177, дебютировал в 1979 в Гран-при Бельгии. Во время этого соревнования команда получила несколько призовых мест, но грандиозного успеха не было.
В 1980 году, во время тестирования в Гран-при Германии, команда пережила трагедию, когда погиб их водитель Патрик Депайе.
В 1981 Alfa Romeo пользовалась услугами Марио Андретти, а их спонсором согласился стать знаменитый Marlboro. Теперь у команды было больше финансовых возможностей, но автомобили по-прежнему не отличались надежностью.
Марио Андретти покинул команду в 1982 году и был заменен Андреа де Цезарисом, убедившем Marlboro остаться главным спонсором.
Жерар Дикоридж, который ранее привел команду LIGIER к победе, согласился работать техником в Alfa Romeo. Сезон снова не удался, поскольку автомобили не выдерживали испытания. Кроме того, в компании Alfa Romeo возникли финансовые трудности.
В 1983 году Autodelta решила больше не работать из-за высоких затрат. Euroracing взяла команду на себя, и Alfa Romeo выступила с совершенно новым двигателем - 1.5l Alfa Romeo 890T V8, с турбонаддувом. Надежность автомобиля стала намного лучше, но при этом значительно возросло потребление топлива.
Alfa Romeo нуждалась в новом спонсоре, и в конце 1983 года итальянский Benetton на это согласился. Оригинальный дизайн автомобиля был сделан Жераром Дикориджем, но вскоре он оставил команду Alfa Romeo, отправившись в Lotus. Луиджи Мамиролли закончил машину.
Самым успешным сезоном команды был 1983 год, когда она перешла на турбированный двигатель 890T V8 и заняла 6-е место в Чемпионате Конструкторов, прежде всего благодаря двум призовым местам Андреа де Чезариса.
Третье место Риккардо Патриза в 1984 году в Гран-при Италии было последним подиумом для команды. И то ему удалось победить отчасти потому, что товарищ по команде внезапно остался без топлива при движении на третьей позиции.
В 1985 году FIAT взял на себя Alfa Romeo, но автомобиль команды - Alfa Romeo 185T – снова оказался неконкурентоспособным, и они вернулись к модели 184T. В этом же году Alfa Romeo начала разработку проекта двигателя V10 Formula, в преддверии правил, запрещающих использование двигателей с турбонаддувом. Это был первый современный двигатель отличного качества, а вскоре за ним появились двигатели для Honda и Renault.
Между 1983 и 1988 годами Alfa была основным поставщиком для итальянской команды Osellas. Для сезона 1987 года Alfa Romeo заключила сделку на поставку двигателей для Ligier, но попала под жесткую критику.
В 1988 году Alfa Romeo получила достаточно негативную огласку по этому поводу, и вскоре двигатели стали называться «Osellas V8», а Alfa Romeo оставила «Формулу-1».
Год | Модель | Команда | Пилоты |
---|---|---|---|
1950 |
![]() |
SA Alfa Romeo | Луиджи Фаджиоли |
Хуан-Мануэль Фанхио | |||
Нино Фарина | |||
Джонни Мауро | |||
Редж Парнелл | |||
Консальво Санези | |||
Пьеро Таруффи | |||
1951 |
![]() |
SA Alfa Romeo | Луиджи Фаджиоли |
Пауль Питш | |||
Консальво Санези | |||
Alfa Romeo 159A | SA Alfa Romeo | Феличе Бонетто | |
Хуан-Мануэль Фанхио | |||
Нино Фарина | |||
Туло де Граффенрид | |||
Alfa Romeo 159B | SA Alfa Romeo | Хуан-Мануэль Фанхио | |
Нино Фарина | |||
Alfa Romeo 159M | SA Alfa Romeo | Феличе Бонетто | |
Хуан-Мануэль Фанхио | |||
Нино Фарина | |||
Туло де Граффенрид | |||
1963 | Alfa Romeo Special | Otelle Nucci | Питер де Клерк |
1965 | Alfa Romeo Special | Otelle Nucci | Питер де Клерк |
1979 | Alfa Romeo N177 | Autodelta | Витторио Брамбилла |
Бруно Джакомелли | |||
Alfa Romeo N179 | Autodelta | Витторио Брамбилла | |
Бруно Джакомелли | |||
1980 | Alfa Romeo N179 | Marlboro Team Alfa Romeo | Витторио Брамбилла |
Андреа де Чезарис | |||
Патрик Дэпайе | |||
Бруно Джакомелли | |||
1981 | Alfa Romeo N179 | Marlboro Team Alfa Romeo | Марио Андретти |
Бруно Джакомелли | |||
Alfa Romeo N179C | Marlboro Team Alfa Romeo | Марио Андретти | |
Бруно Джакомелли | |||
Alfa Romeo N179D | Marlboro Team Alfa Romeo | Марио Андретти | |
1982 | Alfa Romeo 182T | Marlboro Team Alfa Romeo | Андреа де Чезарис |
Андреа де Чезарис | |||
Бруно Джакомелли | |||
Alfa Romeo N179C | Marlboro Team Alfa Romeo | Бруно Джакомелли | |
Alfa Romeo N179D | Marlboro Team Alfa Romeo | Андреа де Чезарис | |
1983 |
![]() |
Marlboro Team Alfa Romeo | Мауро Бальди |
Андреа де Чезарис | |||
1984 |
![]() |
Benetton Team Alfa Romeo | Эдди Чивер |
Рикардо Патрезе | |||
1985 |
![]() |
Benetton Team Alfa Romeo | Эдди Чивер |
Рикардо Патрезе | |||
![]() |
Benetton Team Alfa Romeo | Эдди Чивер | |
Рикардо Патрезе | |||
2019 |
![]() |
Alfa Romeo Racing | Антонио Джовинацци |
Кими Райкконен | |||
2020 |
![]() |
Alfa Romeo Racing | Антонио Джовинацци |
Кими Райкконен |